Здравствуйте Гость ( Вход | Регистрация ) | Выслать повторно письмо для активации |
Правила форума Помощь | Поиск Участники Календарь Фотогалерея Избранное |
Страницы: (2) Просмотр всех сообщений [1] 2 ( Перейти к первому непрочитанному сообщению ) |
andre |
Дата 2.09.2005 - 13:43
|
Кот, который гуляет сам по себе Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 2869 Регистрация: 11.12.2004 Репутация: 4 |
Кто устоит?
Грандиозный маскарад зла смешал все этические понятия. То, что зло является под видом света, благодеяния, исторической необходимости, социальной справедливости, вконец запутывает тех, кто исходит из унаследованного комплекса этических понятий; для христианина же, опирающегося на Библию, это подтверждает бесконечное коварство зла. Не вызывает сомнений поражение «разумных», с лучшими намерениями и наивным непониманием действительности пребывающих в уверенности, что толикой разума они способны вправить вывихнутый сустав. Близорукие, они хотят отдать справедливость всем сторонам и, ничего не достигнув, гибнут между молотом и наковальней противоборствующих сил. Разочарованные неразумностью мира, понимая, что обречены на бесплодие, они с тоской отходят в сторону или без сопротивления делаются добычей сильнейшего. Еще трагичней крах всякого этического фанатизма. Чистоту принципа фанатик мнит достаточной, чтобы противопоставить ее силе зла. Но подобно быку он поражает красную тряпицу вместо человека, размахивающего ею, бессмысленно расточает силы и гибнет. Он запутывается в несущественном и попадает в силки более умного соперника. Человек с совестью в одиночку противится давлению вынужденной ситуации, требующей решения. Но масштабы конфликтов, в которых он принужден сделать выбор, имея единственным советчиком и опорой свою совесть, раздирают его. Бесчисленные благопристойные и соблазнительные одеяния, в которые рядится зло, подбираясь к нему, лишают его совесть уверенности, вселяют в нее робость, пока в конце концов он не приходит к выводу, что можно довольствоваться оправдывающей (не обвиняющей) совестью, пока он, чтобы не впасть в отчаяние, не начинает обманывать свою совесть; ибо человек, единственная опора которого—совесть, не в состоянии понять, что злая совесть может быть полезнее и сильнее, чем совесть обманутая. Надежным путем, способным вывести из чащи всевозможных решений, представляется исполнение долга. При этом приказ воспринимается как нечто абсолютно достоверное; ответственность же за приказ несет тот, кто отдал его, а не исполнитель. Но человек, ограниченный рамками долга, никогда не отважится совершить поступок на свой страх и риск, а ведь только такой поступок способен поразить зло в самое сердце и преодолеть его. Человек долга в конечном итоге будет вынужден выполнить свой долг и по отношению к черту. Но тот, кто, пользуясь своей свободой в мире, попытается не ударить в грязь лицом, кто необходимое дело ставит выше незапятнанности своей совести и репутации, кто готов принести бесплодный принцип в жертву плодотворному компромиссу или бесполезную мудрость середины продуктивному радикализму, тот должен остерегаться, как бы его свобода не сыграла с ним злую шутку. Он дает согласие на дурное, чтобы предупредить худшее, и не в состоянии понять, что худшее, чего он хочет избежать, может быть и лучшим. Здесь корень многих трагедий. Избегая публичных столкновений, человек обретает убежище в приватной порядочности. Но он вынужден замолчать и закрыть глаза на несправедливость, творящуюся вокруг него. Он не совершает ответственных поступков, и репутация его остается незапятнанной, но дается это ценой самообмана. Что бы он ни делал, ему не будет покоя от мысли о том, чего он не сделал. Он либо погибнет от этого беспокойства, либо сделается лицемернее всякого фарисея. Кто устоит? Не тот, чья последняя инстанция—рассудок, принципы, совесть, свобода и порядочность, а тот, кто готов всем этим пожертвовать, когда он, сохраняя веру и опираясь только на связь с Богом, призывается к делу с послушанием и ответственностью; тот, кому присуща ответственность, и чья жизнь — ответ на вопрос и зов Бога. Где они, эти люди? О глупости Глупость—еще более опасный враг добра, чем злоба. Против зла можно протестовать, его можно разоблачить, в крайнем случае его можно пресечь с помощью силы; зло всегда несет в себе зародыш саморазложения, оставляя после себя в человеке по крайней мере неприятный осадок. Против глупости мы беззащитны. Здесь ничего не добиться ни протестами, ни силой; доводы не помогают; фактам, противоречащим собственному суждению, просто не верят — в подобных случаях глупец даже превращается в критика, а если факты неопровержимы, их просто отвергают как ничего не значащую случайность. При этом глупец, в отличие от злодея, абсолютно доволен собой; и даже становится опасен, если в раздражении, которому легко поддается, он переходит в нападение. Здесь причина того, что к глупому человеку подходишь с большей осторожностью, чем к злому. И ни в коем случае нельзя пытаться переубедить глупца разумными доводами, это безнадежно и опасно. Можем ли мы справиться с глупостью? Для этого необходимо постараться понять ее сущность. Известно, что глупость не столько интеллектуальный, сколько человеческий недостаток. Есть люди чрезвычайно сообразительные и тем не менее глупые, но есть и тяжелодумы, которых можно назвать как угодно, но только не глупцами. С удивлением мы делаем это открытие в определенных ситуациях. При этом не столько создается впечатление, что глупость — прирожденный недостаток, сколько приходишь к выводу, что в определенных обстоятельствах люди оглупляются или сами дают себя оглуплять. Мы наблюдаем далее, что замкнутые и одинокие люди подвержены этому недостатку реже, чем склонные к общительности (или обреченные на нее) люди и группы людей. Поэтому глупость представляется скорее социологической, чем психологической проблемой. Она не что иное, как реакция личности на воздействие исторических обстоятельств, побочное психологическое явление в определенной системе внешних отношений. При внимательном рассмотрении оказывается, что любое мощное усиление внешней власти (будь то политической или религиозной) поражает значительную часть людей глупостью. Создается впечатление, что это прямо-таки социологический и психологический закон. Власть одних нуждается в глупости других. Процесс заключается не во внезапной деградации или отмирании некоторых (скажем, интеллектуальных) человеческих задатков, а в том, что личность, подавленная зрелищем всесокрушающей власти, лишается внутренней самостоятельности (более или менее бессознательно) отрекается от поиска собственной позиции в создающейся ситуации. Глупость часто сопровождается упрямством, но это не должно вводить в заблуждение относительно ее несамостоятельности. Общаясь с таким человеком, просто-таки чувствуешь, что говоришь не с ним самим, не с его личностью, а с овладевшими им лозунгами и призывами. Он находится под заклятьем, он ослеплен, он поруган и осквернен в своей собственной сущности. Став теперь безвольным орудием, глупец способен на любое зло и вместе с тем не в силах распознать его как зло. Здесь коренится опасность дьявольского употребления человека во зло, что может навсегда погубить его. Но именно здесь становится совершенно ясно, что преодолеть глупость можно не актом поучения, а только актом освобождения. При этом, одни ко, следует признать, что подлинное внутреннее освобождение в подавляющем большинстве случаев становится возможным только тогда, когда этому предшествует освобождение внешнее; пока этого не произошло, мы должны оставить все попытки воздействовать на глупца убеждением. В этой ситуации вполне очевидна тщетность всех нашей усилий постичь, о чем же думает «народ» и почему этот вопрос совершенно излишен по отношению к людям, мыслящим и действующим и сознании собственной ответственности. «Начало мудрости — страх Господень» (Пс 110, 10). Писание говорит о том, что внутреннее освобождение человека для ответственной жизни перед Богом и есть единственно реальное преодоление глупости. Кстати, в этих мыслях о глупости все-таки содержится некоторое утешение: они совершенно не позволяют считать большинство людей глупцами при любых обстоятельствах. В действительности все зависит от того, на что делают ставку правители— на людскую глупость или на внутреннюю самостоятельность и разум людей. О страдании Неизмеримо легче страдать, повинуясь человеческому приказу, чем совершая поступок, сделав свободный выбор, взяв на себя ответственность. Несравненно легче страдать в коллективе, чем в одиночестве. Бесконечно легче почетное страдание у всех на виду, чем муки в безвестности и с позором. Неизмеримо легче страдать телесно, чем духовно. Христос страдал, сделав свободный выбор, в одиночестве, в безвестности и с позором, телесно и духовно, и с той поры миллионы христиан страждут вместе с ним. Нужны ли мы еще? Мы были немыми свидетелями злых дел, мы мили огонь и воду, изучили эзопов язык и освоили искусство притворяться, наш собственный опыт сделал нас недоверчивыми к людям, и мы много раз лишали их правды и свободного слова, мы сломлены невыносимыми конфликтами, а может быть, просто стали циниками - нужны ли мы еще? Не гении, не циники, не человеконенавистники, не рафинированные комбинаторы понадобятся нам, а простые, безыскусные, прямые люди. Достанет ли нам внутренних сил для противодействия тому, что нам навязывают, останемся ли мы беспощадно откровенными в отношении самих себя — вот от чего зависит, найдем ли мы снова путь к простоте и прямодушию. Бонхеффер Д. |
Любопытная |
Дата 2.09.2005 - 14:11
|
Завсегдатай Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 56 Регистрация: 29.07.2005 Репутация: нет |
andre
Спасибо, действительно интересно |
Тала |
Дата 2.09.2005 - 14:18
|
Сердце Подвальчика Профиль Группа: Администраторы Сообщений: 26902 Регистрация: 25.01.2004 Репутация: 0 |
Они хотят отдать справедливость всем сторонам и, ничего не достигнув, гибнут между молотом и наковальней противоборствующих сил. Разочарованные неразумностью мира, понимая, что обречены на бесплодие, они с тоской отходят в сторону или без сопротивления делаются добычей сильнейшего.
- Это обо мне. Только я ещё не погибла. И даже не отошла в сторону. Не перестану сопротивляться. Человек, ограниченный рамками долга, никогда не отважится совершить поступок на свой страх и риск - Вот с этим я должна согласиться, из своих наблюдений. Может отважиться.. Но так маловероятно.. так редко.. Тот, кто, пользуясь своей свободой в мире, попытается не ударить в грязь лицом, кто необходимое дело ставит выше незапятнанности своей совести и репутации, кто готов принести бесплодный принцип в жертву плодотворному компромиссу или бесполезную мудрость середины продуктивному радикализму, тот должен остерегаться, как бы его свобода не сыграла с ним злую шутку. Он дает согласие на дурное, чтобы предупредить худшее, и не в состоянии понять, что худшее, чего он хочет избежать, может быть и лучшим. Здесь корень многих трагедий. - Смею надеяться, что ещё в состоянии буду понять, что худшее, чего я хочу избежать, может быть и лучшим. При внимательном рассмотрении оказывается, что любое мощное усиление внешней власти (будь то политической или религиозной) поражает значительную часть людей глупостью. - Согласна.. Люди во власти бывают ослеплены ею.. и от этого глупеют. «Начало мудрости — страх Господень» (Пс 110, 10). Писание говорит о том, что внутреннее освобождение человека для ответственной жизни перед Богом и есть единственно реальное преодоление глупости. - Я позволю себе наглость (или глупость?) не согласиться с этим. Началом мудрости вполне может быть только один страх.. инстинктивный, из самосохранения. Простые, безыскусные, прямые люди. Нужны ли они? - Такие люди были, есть и будут. И будут нужны всегда. |
Антибиотик |
Дата 2.09.2005 - 14:25
|
Мозговой центр Подвальчика Профиль Группа: Модераторы Сообщений: 3455 Регистрация: 28.01.2005 Репутация: 1 |
andre
С удовольствием прочел |
andre |
Дата 3.09.2005 - 22:58
|
||||||||||||||||
Кот, который гуляет сам по себе Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 2869 Регистрация: 11.12.2004 Репутация: 4 |
миллионы человеков опирались и опираются на связь с богом.им была и есть присуща ответственность и они жизнь свою посвящали и посвящают служению богу,но...
..........и можно начинать сначала.бес его знат.у меня в мозгу круг замкнулся.
|
||||||||||||||||
Танка |
Дата 3.09.2005 - 23:19
|
Лауреат премии "Золотое перо Подвальчика" Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 5928 Регистрация: 26.01.2004 Репутация: 44 |
Аndre
Всё правильно... Тут и есть замкнутый круг! Бонхеффер представил нам яркий образец философской демагогии... Демагогия - потому что окончательный вопрос поставлен неконкретно, нечёток; ответа не имеет. Некорректно обращение к человекам, мирским существам... Дабы избежать соблазнов и не контактировать с миром, чтобы справиться с собой, люди уходили в отшельничество. Всем миром же проблема противоборства с человеческой натурой не решается... И, по-моему, сосуществуя рядом с другими человеками, идеален не будешь (безличное) никогда! |
andre |
Дата 4.09.2005 - 22:15
|
Кот, который гуляет сам по себе Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 2869 Регистрация: 11.12.2004 Репутация: 4 |
Танка
не стОит торопиться с ярлыками.вот мои рваные мысли. 1.демагогия.2.рассуждения,мысли вслух.3.зашифрованый цикл одной человеческой жизни...варианты приемлемы. предположим: варианты - шаблоны,а текст - изделие,сделанное по одному из них.любой поиск можно окрестить демагогией,сложнее продолжать поиск.стОит относиться с большим вниманием к философствованиям человека страдающего. |
andre |
Дата 5.09.2005 - 01:48
|
Кот, который гуляет сам по себе Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 2869 Регистрация: 11.12.2004 Репутация: 4 |
опп-ля.
|
andre |
Дата 5.09.2005 - 05:09
|
||||||
Кот, который гуляет сам по себе Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 2869 Регистрация: 11.12.2004 Репутация: 4 |
Танка
типы разные,но у всех одна собака порылась.
человек родился - он "такой".суть вещей,в его глазах,проста.но...начинаем воспитание.жизнь усложняется.в определённом возрасте доходит до пика - всё доусложнялся.начинается мучительный путь назад,к истоку.возможно ли дойти?возможно,глядя на вещи детскими глазами,анализировать зрелым умом? "не укради","не лжесвидетельствуй",почитай отца..."...сложно? - да.сильно ли нужно надавить на человека чтобы он взял чужое.на кого меньше,на кого больше...просто? - да. духовная независимость,свобода=простота=непосредственность.каждый сам выбирает - сложно или просто.так.чё т я попёр... |
||||||
Танка |
Дата 6.09.2005 - 00:16
|
||
Лауреат премии "Золотое перо Подвальчика" Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 5928 Регистрация: 26.01.2004 Репутация: 44 |
andre Мой вчерашний пост почему-то слетел... Но ответ вижу! Что любопытно, я ТЕПЕРЬ поняла... я совсем с другой стороны к тексту подошла... и смысл другой увидела... Дааа... И даже понимаю, почему. Простые истины "не укради"... и т.д. на деле оказываются порой неразрешимой проблемой для человека. Ну да, вроде бы просто; ещё свобода выбора есть, точно есть у каждого человека, НО! Меня всегда смущал один факт: насколько фанатик (например) может понять силу мощь и суть своего фанатизма..? Почему совесть иногда толкает человека на дебильные поступки, а он этого не понимает..? Может ли не мучить других садист..? Понимает ли жадный свою натуру? (В таком духе) Я к тому, что далеко не всегда человек может с собой справиться, пойти наперекор ЧЕМУ-ТО, заложенному непонятно чем и кем и когда. Получается, что существует вроде как несколько типов-видов людей, и мало кому удаётся прыгнуть выше верхней планки своего уровня... То есть кто-то "тупее", м "острее" не сможет стать никогда в этой жизни... а вот - почему??? Под этим соусом
абзац у меня ну никак не идёт!!! Наверное, в монастыре эти люди?! |
||
Тала |
Дата 6.09.2005 - 00:43
|
Сердце Подвальчика Профиль Группа: Администраторы Сообщений: 26902 Регистрация: 25.01.2004 Репутация: 0 |
Да конечно, в монастыре эти люди.. Мирские свои простые дела делают, трудятся-трудятся, да с Богом разговаривают. Через бога к вечности прикасаются..
Нет, я в монастырь не пойду. Я к детям пойду. через детей прикоснусь к непосредственной и радостной вечности, "призываюсь к делу с послушанием и ответственностью". |
andre |
Дата 6.09.2005 - 01:13
|
||
Кот, который гуляет сам по себе Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 2869 Регистрация: 11.12.2004 Репутация: 4 |
Тала хорошо сказано.красиво. |
||
andre |
Дата 6.09.2005 - 02:14
|
||||||
Кот, который гуляет сам по себе Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 2869 Регистрация: 11.12.2004 Репутация: 4 |
а по каким критериям оценивать?по моральным?по социальным?по вынужденым?один и тотже поступок может оказаться и дебильным,и гениальным.примеров масса.
углУбим. "зри в корень."свободно выбирать может человек СВОБОДНЫЙ.объём ощущаешь?тэк.поворачиваю глаза на 180 градусов и смотрю прям в мозг.первое что я вижу...страх.вот камень спотыкания.страх,в любом его проявлении.первая мысль при анализе - бог избавляет от страхов,но взамен даёт один.свой.вопрос - появляется свобода?вопрос... с крыши капает.нет не появляется.скорее всего это только первые шаги в правильном направлении.
да,действительно,у каждого есть какой-то барьер.можно ли перескочить?а что за ним?а нужно ли?..верх берёт страх и рассудок.и вапче - зачем?нужно работать с тем что дано.если родился без руки - какой смысл учиться играть на пианино?
|
||||||
Тала |
Дата 6.09.2005 - 09:54
|
||||
Сердце Подвальчика Профиль Группа: Администраторы Сообщений: 26902 Регистрация: 25.01.2004 Репутация: 0 |
Я не согласна. Чтобы узнать свои возможности, чтобы иметь возможность расширить их. Лучше сделать, попробовать и пожалеть, если не получится, чем не сделать, и жалеть, что упустил шанс, поленился, не поверил в себя. |
||||
andre |
Дата 6.09.2005 - 14:35
|
Кот, который гуляет сам по себе Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 2869 Регистрация: 11.12.2004 Репутация: 4 |
Тала
да,в опчем-то,верно всё. "он пробовал на прочность этот мир каждый миг - мир оказался прочней"(маш.времени) ну я ,вот, пробовал на прочность жел.бетонные препятствия своим лбом. шрамы,деформированый мозг ,потеряное время. а чё бетон?а ему по-фигу... щас ,вот, балдю,деградируя по-тихоньку. а можт это "затишье перед бурей"?ща кааак разбежусь башкой вперёд. тока не было б рогов,а то помешают при лобовой атаке... ой... |
Страницы: (2) Просмотр всех сообщений [1] 2 |