Здравствуйте Гость ( Вход | Регистрация ) | Выслать повторно письмо для активации |
Правила форума Помощь | Поиск Участники Календарь Фотогалерея Избранное |
Аспиринка |
Дата 23.03.2010 - 19:38
|
Корреспондент "Подпольной Правды" Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 8224 Регистрация: 6.12.2007 Репутация: 51 |
23 марта исполняется 115 лет со дня рождения Леонида Утесова
Леони́д О́сипович Утёсов (настоящее имя Ла́зарь (Ле́йзер) Ио́сифович Вайсбе́йн; 21 марта 1895 — 9 марта 1982 http://ru.wikipedia.org/wiki/Утёсов,_Леонид_Осипович |
Кукла Колдуна |
Дата 23.03.2010 - 19:46
|
Неубитое сердце Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 5975 Регистрация: 13.01.2008 Репутация: 75 |
Да, человечище. очень его творчество уважаю.
Леонид Утесов. Шаги к славе Я пою не голосом - я пою сердцем! Эстрадный певец, актер театра и кино, дирижер, народный артист СССР — все это об одном человеке! Утесов Леонид Осипович про себя говорил так: "Я родился в Одессе. Вы, думаете, я хвастаюсь? Но это действительно так. Многие бы хотели родиться в Одессе, но не всем это удается. Для этого надо, чтобы родители хотя бы за день до вашего рождения попали в этот город. Мои - всю жизнь там прожили." С датой рождения возникло некоторое разногласие. Леонид Осипович Утесов (Лазарь Вайсбейн) родился 9(21) марта 1895 года в семье мелкого одесского коммерсанта Осипа Калмановича и Малки Моисеевны, в девичестве Граник. В одном из писем своему знакомому Владимиру Александрову Леонид Утесов однажды писал: "Милый Володя! Живу я в нюансе "piano". Футбол смотрю по телевизору и считаю, что так удобней. Радуюсь победам и огорчаюсь поражениям. Секрет Одессы для каждого разный. Для одних - море, солнце, лазурное небо. Для других - напоминание о привязанностях к людям, которые дороги. Для третьих - очаровательная специфика одесситов. Я считаю, что родился 22 марта, энциклопедия считает, что 21-го. Она энциклопедия и ей видней". Не учли энциклопедисты, что к датам XIX века надо добавлять число 12, а не 13. Вот и ошиблись. Учился в Одессе в коммерческом училище, но за дерзкую выходку его отчислили. С 1909 работал в бродячем цирке, учился играть на скрипке. В 1912 году начинающего артиста пригласил в Одесский комедийно-фарсовый театр Василий Скавронский, который и предложил ему взять псевдоним. В 1917г занял первое место на Гомельском конкурсе куплетистов и в этом же году организовал в Москве небольшой оркестр, с которым выступал в саду «Эрмитаж». В 1919 впервые снялся в кино в фильме "Лейтенант Шмидт борец за свободу". С 1921 по 1928 играл в Московском театре революционной сатиры и Театре музыкальной комедии, Палас-театре, Ленинградском свободном театре, Рижском театре "Маринэ". В 1925 снялся в фильмах "Карьера Спирьки Шпандыря" и "Чужие". Его самая известная киноработа - роль Кости Потехина в кинокомедии «Веселые ребята». Лента вышла на экраны страны в 1934 году и сразу полюбилась зрителям. Теа-Джаз В 1928 году после поездки в Париж, где впервые услышал профессиональный джаз, собрал музыкантов и стал готовить джазовую программу. 8 марта 1929 года на сцене Малого оперного театра (г.Ленинград) дебютировал театрализованный джаз Леонида Утесова с программой «Теа-джаз». Это был совершенно новый для эстрады того периода жанр. Утесов совмещал дирижирование с конферансом, танцами, пением, игрой на скрипке, чтением стихов. Разыгрывались разнообразные сценки между музыкантами и дирижером. Все выступление было режиссерски объединено, начиная со знакомства с публикой и кончая прощальной песней "Пока", для трансляции которой использовались киноэкран и репродукторы, установленные на фасаде концертного здания. Предтечей этой программы можно считать спектакль Утесова «От трагедии до трапеции» (первая половина 20-х годов), в котором он проявил себя как синтетический актер: на протяжении шестичасового сценического действия из революционера Федора Раскольникова он превращался в царя Менелая из оперетты «Прекрасная Елена», в дивертисменте играл соло на гитаре, появлялся в облике скрипача, пел, аккомпанируя себе на гитаре, танцевал в паре с балериной и завершал представление упражнениями на трапеции. Утесов и Сталин Уже в первые годы работы Утесова с джазом проявилось его пристрастие к так называемому блатному фольклору. Раньше их называли «уличными» песнями. В программу «Теа-джаз» были включены песни «Лимончики», «Гоп со смыком». Блатной фольклор в исполнении Утесова приобрел ироническую интонацию, снимавшую воровскую романтику. В своих выступлениях он часто использовал популярные мелодии с новыми текстами. В начале 30-х годов поэт-песенник В. Лебедев-Кумач по просьбе Утесова написал новые тексты для песен «Подруженьки» и «Мурка», вошедшие в репертуар певца как «Джаз-болельщик» и «У окошка». Бытует мнение, что благодаря Леониду Утесову, Иосиф Виссарионович Сталин полюбил уличные песни. Как это было, описывает в своей книге «Прах и пепел» Анатолий Рыбаков: «Как-то на приеме у Сталина были военные летчики и Чкалов осмелился предложить вождю, чтобы песню «С одесского кичмана» исполнил Утесов. Состоялся такой диалог: - Что за песня? - спросил товарищ Сталин, хотя знал. Сын Василий частенько напевал ее. - Замечательная песня, товарищ Сталин. Слова, может быть, и тюремные, блатные, но мелодия боевая, товарищ Сталин, строевая мелодия, - отвечал Чкалов. - Хорошо, пусть споет, послушаем. В гримерку к Утесову, где он готовился к ответственному выступлению, зашел какой-то военный. И сказал, чтобы Утесов пел песню «С одесского кичмана». - Что вы, - испуганно отвечал певец, - мне запретил ее петь товарищ Млечин, начальник реперткома. - Положил я на вашего реперткома, - веско сказал неизвестный военный. - Будете петь. И Утесов со своим оркестром сразу начал: С одесского кичмана бежали два уркана, Бежали два уркана да на волю... В Абнярской малине они остановились, Они остановились отдохнуть... Утесов пел и понимал, что с этой минуты никакой репертком ему не страшен, и он везде будет петь запрещенные блатные песни. Никто не понимал, в чем дело. На таком приеме, в присутствии товарища Сталина, Утесов осмелился спеть блатную песню. Идеологическая диверсия? Не то что хлопать, пошевелиться все боялись. По окончании песни, весь бледный, замер и сам Утесов. Уж не спровоцировал ли его тот военный, которого он вовсе и не знал?.. И вдруг раздались тихие хлопки - хлопал товарищ Сталин. И зал бурно подхватил его аплодисменты! Летчики кричали: «Бис!». Сталин согласился. Утесов исполнил песню повторно». Звезда всесоюзного масштаба http://ya-odessit.ru/files/u1/utesov5_0.jpg Неповторимый чувственный, сильный голос сделали из Леонида Утесова звезду всесоюзного масштаба. Известны случаи, когда артист давал огромные чаевые, узнавшему его таксисту и наоборот, платил строго по счетчику если нет. Однако если определенное зазнайство и имело место, то не по отношению к своим слушателям, своим зрителям, которые, как видно на примере великого летчика Чкалова, очень любили именно блатные песни в его исполнении. Утесов пел их, конечно, с определенной долей иронии (все-таки он был далек от преступного мира), но в тех местах, где это нужно было - очень проникновенно, душевно.Собственно, он и брался за исполнение блатных песен не для пропаганды блатной романтики, в чем его обвиняли, а потому что искал для исполнения нефальшивые произведения, выстраданные и пронзительные.Тем более что многие такие песни, так или иначе, касались его любимой Одессы («С одесского кичмана...»). К примеру, он во многом ценил ту же «Мурку» за то, что действие сюжета песни разворачивалось в Одессе. Да и авторы самого знаменитого блатного шлягера, по некоторым данным, именно одесситы. Утесов первым начал исполнять блатные песни в сопровождении своего джазового оркестра и первым стал записывать их на пластинки в 30-е годы. Самой-самой первой песней им была записана «Гоп со смыком»: Гоп со смыком - это буду я, Братцы, посмотрите на меня: Ремеслом я выбрал кражу, Из тюрьмы я не вылажу, И тюрьма скучает без меня. Родился на форштадте Гоп со смыком, Он славился своим басистым криком; Глотка у него здорова, И ревел он, как корова, - Вот такой был парень Гоп со смыком!.. И эта песня с одесским следом. «Смык» -так в этом городе называли скрипачей. Но кроме этого, Смык - это еще была кличка известного одесского вора-домушника, который под видом музыканта ходил по богатым свадьбам, и когда все гости напивались так, что им уже становилось не до музыки, спокойно обчищал дом или квартиру. А собственно выражение «гоп со смыком» связано с уголовной «специальностью» уркаганов -так называемым «гоп-стопом». «Гоп-стоп» -это уличный грабеж «на испуг», когда «бродяга» внезапно налетает на жертву, ошеломляя ее, обчищает (часто с применением насилия) и так же внезапно исчезает. Этот прием и назывался в старину «гоп со смыком». Эпилог Репертуар Утесова был обширен. Блатные песни занимали в нем свое достойное место. Он просто не мог пройти мимо этого пласта песенной культуры. Конечно, нельзя сказать, что благодаря именно им певец так прославился. Нет, конечно. Однако Утесов стал первым исполнителем такого уровня, который обратился к блатняку как к серьезному поэтическому творчеству, достойному исполнения хоть даже перед первым лицом государства. Поэтому исследователи блатной тематики отмечают Леонида Утесова как первопроходца в этой области, наравне с Александром Вертинским. Они стали фактическими основателями модного ныне жанра — шансона. В годы Великой Отечественной войны Леонид Утесов вместе со своим оркестром много выступал на фронте, на собранные ими средства были построены три самолета, переданные в боевые частиВВС, а песня "Мишка-одессит" в исполнении артиста была одной из популярных на фронте. После войны Леонид Утесов продолжал концертную деятельность, но в кино почти не снимался.С 1966 года, в связи с ухудшившимся состоянием здоровья, Утесов больше не участвовал в концертной деятельности. Однако в оставшиеся годы он продолжал руководить оркестром, был частым гостем во многих телевизионных передачах. Последнее выступление Утесова состоялось в 1981 году. Скончался он 9 марта 1982 года в Москве. (с) |
Кукла Колдуна |
Дата 23.03.2010 - 20:12
|
Неубитое сердце Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 5975 Регистрация: 13.01.2008 Репутация: 75 |
|
Bin Laden |
Дата 25.03.2010 - 00:10
|
спортивный комментатор Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 2671 Регистрация: 12.11.2006 Репутация: 31 |
аааааааааааааа первый пропагандист блатной песни на просторах страны...
его еще можно назвать идейным крестным отцом такого сблева на ФМ волнах, как радио шансон, радио 3ка, русское радио итд итп, голоса не было ваапще, но пел правда с душой... чем впрочем и доставлял |
Кукла Колдуна |
Дата 25.03.2010 - 08:25
|
||
Неубитое сердце Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 5975 Регистрация: 13.01.2008 Репутация: 75 |
Ну это теперь вообще в порядке вещей, вот только нет утесовых. |
||
Candibober |
Дата 25.03.2010 - 17:38
|
Интимный политик Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 2178 Регистрация: 3.01.2008 Репутация: 63 |
Почему в России слово "шансон" стало синонимом слова "блатняк" - это отдельный разговор...
Вообще-то французский шансон, возникший где-то в 15-ом веке - это нецерковная песня, исполняемая на улице... В конце 19-го века шансоном стали называть песни, исполняемые в кабаре (как правило неизвестными безголосыми певцами), а в начале 20-го века шансон вышел на эстраду и стал модным жанром. Что касается Утёсова, то для меня он прежде всего не исполнитель блатных одесских песен, а создатель первого в СССР джазового оркестра (и это в тот период, когда слоган "сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст" висел чуть ли не в каждом концертном зале или клубе!). Если бы не Утёсов, не было бы в СССР ни Шульженко, ни Вертинского, ни Кролла... Никогда бы советские люди не услышали ни Азнавура, ни Адамо, ни Дассена... А отсутсвие голоса... так ведь и у Высоцкого не было голоса, а как его слушали! |