Ответ в тему Создание новой темы Создание опроса

> Человек в системе, Лидеры, изгои, иерархия.
ahav
Дата 23.03.2011 - 11:24
Цитировать сообщение

Пользователя сейчас нет на форуме


диво нудное
***

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 122
Регистрация: 6.03.2011
Репутация: 0




Недавно читал новую книгу Михаила Веллера«Человек в системе». Вот фрагмент из неё:

«Улица, детсад и школа формируют групповое поведение
и групповую этику; групповую иерархию; и вот в этой иерархии всегда есть изгои!
Это самый жирный, или самый слабый, или самый тупой, или самый бедный, или самый
богатый, или другой расы или национальности, или с дефектом речи и т. п. Причем!
— с появлением в группе более подходящей кандидатуры в изгои — прежний изгой
часто принимается в основное сообщество и присоединяется к мучителям нового
бедняги. Вот такая дедовщина выходит. И! — никто этому детей не учит! наоборот!
всячески порицают!»


Затем приводится в главе такой научный эксперимент:

Обезьянью стаю помещают в клетку-кормушку , в ней лежат спелые бананы, которые находится под замком. Из общества изымают забитого обезьяна ( Изгоя), и учат его открывать запор. Далее этот изгой открывает замок, и достаёт бананы. Вс я стая обращает внимание на это, вожак даёт ему затрещину и отбирает банан. Затем тоже самое делает следующий по рангу, в итоге отбирают бананы все. «Причём -никакой благодарности, никакого повышения в иерархии. Он им – бананы, они ему – по морде».
Далее отсаживают вожака и обучают открывать замок его. Подсаживают обратно. Он открывает замок, достаёт банан и вальяжно ест. Затем самец поздоровее, убедившись что вожак его не гонит, пытается повторить манипуляции с замком. Ему это удаётся. Вся стая смотрит. Через некоторое время все обучаются этому трюку, на первооткрывателя никто не обращает внимание.

И ещё несколько цитаток из книги:

«Низ социума обречён таскать бананы для верха социума, если это выгодно»
«Твой ум и умения не повысят твой социальный статус, если у тебя нет силы защитить его»

«Если твой социальный статус низок – то тебе не полагаются блага равные или выше, чем у тех, кто превосходит тебя по статусу. Это их унижает!»

«Если ты приносишь людям пользу – не жди благодарности. То, что ты приносишь – отберут и попользуются. Раз можно отобрать – отберут. Конкретная польза вторична – социальное положение первично».

«Нельзя подражать тому, кто ниже тебя. Это социально невозможно»

«Дилемма между статусом и разовой пользой решается всегда просто: Свой статус сохранить, обладателя чего-то полезного оставить на месте, а пользу отобрать себе, присвоить, приспособить».

«В каких-бы слоях социума не изобреталось и не совершалось что-то полезное, оно присваивается социальными верхами и работает на их пользу и по их усмотрению»

«Человек может отказываться от явно верного и хорошего дела – ради того, чтобы сохранить социальную структуру»

«Социальный инстинкт повелевает индивиду придерживаться тех же взглядов на реальность, что и вся группа…Поэтому бьют пророков. Пророк – это человек, чьё мнение раскалывает согласованность социума. Он нарушает социальную иерархию. Он не по чину выступает. Его обычно не очень и слушают. Его мнение отрицают раньше, чем пытаются понять. Низкопоставленный иной – означает неправильный. Неправильный, настаивающий на своём мнении – это уже враждебный. Если бы то, что пророк, говорил бы правитель – было бы совсем другое дело! Поэтому в донаучном обществе глумились над изобретателями. Они нарушали порядок представлений. Они много брали на себя, будучи никем. Их умность не соответствовала чину. Отнестись к ним серьёзно – означало уронить свой статус, признать умнее себя этого плебея. Вышестоящий наделяется даже теми достоинствами, которых у него нет. Вышестоящесть - для толпы уже основание видеть в нём всякое разное хорошее»


Впрочем это явление демонстрирует нам фильм «Чучело» и Эстонский фильм «Класс»

В животном мире такое происходит само по себе. Есть стая, есть вожак и есть «Паршивая овца», которая либо отбивается от стада сама, либо её уничтожает само племя.
Думаю, что, в любой системе, почти в любом коллективе образуется подобная схема . Человечество, подобно стаду, обязательно формируется по принципу иерархии, в которой появляется лидер, рядовые люди, и почему-то неизбежно возникает необходимость в таком изгое - козле отпущения. И ещё один феномен, который меня интересовал, иногда возникают «Бунтари», люди, которые борятся с системой, система старается их ломать, но именно такие люди в конечном итоге способны изменить мир. И есть те, которые «Летают снаружи всех измерений» которые живут по принципу «Кот , который гуляет сам по себе.», и они тоже меняют мир. Первая категория чаще всего действует революционным путём, вторая - эволюционным.

Мне интересно, почему всё-таки системе, обществу нужны эти изгои? Почему они так к ним относятся? И, выходит, человек в системе мало чем отличается от животного в стаде?
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Тала
Дата 23.03.2011 - 11:58
Цитировать сообщение

Пользователя сейчас нет на форуме


Сердце Подвальчика
********

Профиль
Группа: Администраторы
Сообщений: 26902
Регистрация: 25.01.2004
Репутация: 0




Нужны ли они обществу?
Срабатывает процесс естественного отбора по Дарвину.
Да, в людях много животных инстинктов. Тот же инстинкт самосохранения, например.
Многие паршивые овцы не могут отбиться сами.
PMПисьмо на e-mail пользователюСайтICQ
Top
0 Пользователей читают эту тему (0 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:

Опции темы    Ответ в темуСоздание новой темыСоздание опроса

 




[ Script Execution time: 0.0165 ]   [ 12 queries used ]   [ GZIP выключен ]