Здравствуйте Гость ( Вход | Регистрация ) | Выслать повторно письмо для активации |
Правила форума Помощь | Поиск Участники Календарь Фотогалерея Избранное |
ahav |
Дата 23.03.2011 - 11:24
|
диво нудное Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 122 Регистрация: 6.03.2011 Репутация: 0 |
Недавно читал новую книгу Михаила Веллера«Человек в системе». Вот фрагмент из неё:
«Улица, детсад и школа формируют групповое поведение и групповую этику; групповую иерархию; и вот в этой иерархии всегда есть изгои! Это самый жирный, или самый слабый, или самый тупой, или самый бедный, или самый богатый, или другой расы или национальности, или с дефектом речи и т. п. Причем! — с появлением в группе более подходящей кандидатуры в изгои — прежний изгой часто принимается в основное сообщество и присоединяется к мучителям нового бедняги. Вот такая дедовщина выходит. И! — никто этому детей не учит! наоборот! всячески порицают!» Затем приводится в главе такой научный эксперимент: Обезьянью стаю помещают в клетку-кормушку , в ней лежат спелые бананы, которые находится под замком. Из общества изымают забитого обезьяна ( Изгоя), и учат его открывать запор. Далее этот изгой открывает замок, и достаёт бананы. Вс я стая обращает внимание на это, вожак даёт ему затрещину и отбирает банан. Затем тоже самое делает следующий по рангу, в итоге отбирают бананы все. «Причём -никакой благодарности, никакого повышения в иерархии. Он им – бананы, они ему – по морде». Далее отсаживают вожака и обучают открывать замок его. Подсаживают обратно. Он открывает замок, достаёт банан и вальяжно ест. Затем самец поздоровее, убедившись что вожак его не гонит, пытается повторить манипуляции с замком. Ему это удаётся. Вся стая смотрит. Через некоторое время все обучаются этому трюку, на первооткрывателя никто не обращает внимание. И ещё несколько цитаток из книги: «Низ социума обречён таскать бананы для верха социума, если это выгодно» «Твой ум и умения не повысят твой социальный статус, если у тебя нет силы защитить его» «Если твой социальный статус низок – то тебе не полагаются блага равные или выше, чем у тех, кто превосходит тебя по статусу. Это их унижает!» «Если ты приносишь людям пользу – не жди благодарности. То, что ты приносишь – отберут и попользуются. Раз можно отобрать – отберут. Конкретная польза вторична – социальное положение первично». «Нельзя подражать тому, кто ниже тебя. Это социально невозможно» «Дилемма между статусом и разовой пользой решается всегда просто: Свой статус сохранить, обладателя чего-то полезного оставить на месте, а пользу отобрать себе, присвоить, приспособить». «В каких-бы слоях социума не изобреталось и не совершалось что-то полезное, оно присваивается социальными верхами и работает на их пользу и по их усмотрению» «Человек может отказываться от явно верного и хорошего дела – ради того, чтобы сохранить социальную структуру» «Социальный инстинкт повелевает индивиду придерживаться тех же взглядов на реальность, что и вся группа…Поэтому бьют пророков. Пророк – это человек, чьё мнение раскалывает согласованность социума. Он нарушает социальную иерархию. Он не по чину выступает. Его обычно не очень и слушают. Его мнение отрицают раньше, чем пытаются понять. Низкопоставленный иной – означает неправильный. Неправильный, настаивающий на своём мнении – это уже враждебный. Если бы то, что пророк, говорил бы правитель – было бы совсем другое дело! Поэтому в донаучном обществе глумились над изобретателями. Они нарушали порядок представлений. Они много брали на себя, будучи никем. Их умность не соответствовала чину. Отнестись к ним серьёзно – означало уронить свой статус, признать умнее себя этого плебея. Вышестоящий наделяется даже теми достоинствами, которых у него нет. Вышестоящесть - для толпы уже основание видеть в нём всякое разное хорошее» Впрочем это явление демонстрирует нам фильм «Чучело» и Эстонский фильм «Класс» В животном мире такое происходит само по себе. Есть стая, есть вожак и есть «Паршивая овца», которая либо отбивается от стада сама, либо её уничтожает само племя. Думаю, что, в любой системе, почти в любом коллективе образуется подобная схема . Человечество, подобно стаду, обязательно формируется по принципу иерархии, в которой появляется лидер, рядовые люди, и почему-то неизбежно возникает необходимость в таком изгое - козле отпущения. И ещё один феномен, который меня интересовал, иногда возникают «Бунтари», люди, которые борятся с системой, система старается их ломать, но именно такие люди в конечном итоге способны изменить мир. И есть те, которые «Летают снаружи всех измерений» которые живут по принципу «Кот , который гуляет сам по себе.», и они тоже меняют мир. Первая категория чаще всего действует революционным путём, вторая - эволюционным. Мне интересно, почему всё-таки системе, обществу нужны эти изгои? Почему они так к ним относятся? И, выходит, человек в системе мало чем отличается от животного в стаде? |
Тала |
Дата 23.03.2011 - 11:58
|
Сердце Подвальчика Профиль Группа: Администраторы Сообщений: 26902 Регистрация: 25.01.2004 Репутация: 0 |
Нужны ли они обществу?
Срабатывает процесс естественного отбора по Дарвину. Да, в людях много животных инстинктов. Тот же инстинкт самосохранения, например. Многие паршивые овцы не могут отбиться сами. |